Программа Ассоциации Движений Анархистов
Выступая против всех форм агрессии и государственного принуждения, против господства и подчинения в отношениях между людьми, мы, участники Ассоциации Движений Анархистов, заявляем о своем категоричном неприятии какой бы то ни было диктатуры.
Для нас очевидно, что государственная система во всех ее формах, существовавших в истории, равно как и существующих сегодня, являлась и является не столько способом снятия возникающих перед людьми проблем, сколько, напротив, одним из важнейших источников насилия, конфликтов, войн и общей нестабильности.
Не доверяя государственным политикам нашего права решать собственные проблемы, мы видим свою задачу не в замене одного государственного режима другим, а в ликвидации государственности как таковой и переходе к безгосударственному устройству на основе самоуправления и горизонтальных социальных связей.
Право
Выступая против государства как политического и социального института, мы боремся за множественность правовых систем, выраженную в добровольных соглашениях и договорах и опирающуюся на различные формы обычаев, существующих в окружающей нас жизни сегодня вопреки государственным запретам.
Относясь с уважением к традициям и интересам других людей, мы выступаем против того, чтобы чьи-то личные либо групповые пристрастия и ценности становились обязательными для всех, внедряясь в принудительном порядке. Поскольку в любой стране живут разные люди, постольку ни в одной стране недопустимо существование единой для всех системы законов.
Мы считаем, что в любой стране и на любой территории может одновременно действовать неограниченное количество договоров и систем решения конфликтов, путем которых возможна мирная регуляция любых межгрупповых отношений и организованная деятельность любой степени сложности.
Самоорганизация
Участники Ассоциации Движений Анархистов, не отрицают организацию как таковую. Напротив — для успешной защиты от нападения, для эффективной обороны, для реального противодействия государственному диктату добровольная самоорганизация представляется нам одним из основных условий.
Мы категорически выступаем против демократии. В теории демократия – это система, где большинство подчиняет себе меньшинство, на практике же демократией маскируется и олигархия, и откровенная диктатура. Для нас одинаково неприемлемо как угнетение большинства меньшинством, так и угнетение меньшинства большинством.
Власть не может быть уничтожена посредством власти. Реформы всегда проводятся властью, являясь продуктом её деятельности и способом её самосохранения. Они ни при каких условиях не могут быть средством ликвидации власти как таковой, обеспечивая лишь её адаптацию к изменяющимся условиям. Тем более наивно рассчитывать на самоликвидацию существующих государств путём их эволюционной либерализации.
Противопоставление «мирных реформ» «кровавому хаосу» революций, ставшее общим местом официальной пропаганды — ложь, абсурд и провокация. В действительности реформы всегда навязываются насилием «сверху», в то время как революция может быть и ненасильственной, и, более того, в любом случае направлена на разрушение существующей системы организованного насилия, нисходящего по линии «вертикали власти».
Выступая против государства как такового, мы считаем необходимым полный и безусловный бойкот выборов в органы власти. Избирательная процедура в данный момент является основным оправданием государственной власти. Государственное насилие применяется ко всему народу, а не только к тем, кто голосовал. Наша цель — уничтожение каких бы то ни было государственных должностей, практики подчинения и ликвидация государственной власти. Эта цель не достигается путем голосования и в рамках закона.
В анархических сообществах решения принимаются консенсусом – всеобщим согласием. Заинтересованные люди всегда могут договориться между собой, а принуждение незаинтересованных влечет пагубные последствия. Система единогласного принятия решений десятилетиями успешно действует внутри различных сообществ и организаций.
Экономика
Вопросы анархической экономики остаются дискуссионными внутри Ассоциации. Однако и сторонники многоукладности, и апологеты единых экономических моделей согласны в том, что государственно-монопольное регулирование экономики должно быть устранено.
Анархическое общество — это общество людей свободного труда. Работа в условиях принудительной эксплуатации и труд, результаты которого присваиваются паразитами, не могут быть предметом гордости. Мы считаем, что человек вправе сам оценивать свой труд и регулировать трудовые отношения с другими людьми. Экономическая стратегия любого коллектива или предприятия может определяться только согласием работающих на нем людей.
Выступая за устранение государственного вмешательства в имущественные отношения и ликвидацию государственной системы перераспределения, участники Ассоциации Движений Анархистов выступают за полную ликвидацию каких-либо налогов и государственного права на собственность. Государственная система должна компенсировать всем своим имуществом изъятые у населения средства. Таким образом, мы выступаем за возвращение предприятий их трудовым коллективам и за возвращение земли тем, кто её обрабатывает.
Социальная сфера
Участники Ассоциации Движений Анархистов считают необходимым прекращение дискриминации и грабежа, осуществляемого государством в социальной сфере как по отношению к населению, так и к работникам социальных служб. Средства на пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам получаются государственной системой за счет грабежа трудоспособной части общества: путем налогов, пошлин, транспортных и жилищно-коммунальных тарифов и т.п. Причем основная часть награбленного идет на содержание паразитов-чиновников и на развитие полицейской и военной машины.
Мы выступаем за полное выведение здравоохранения, образования, страхования, служб помощи и жилищно-коммунального сектора из-под контроля государства и за решение вопросов собственности на предприятия этой сферы волей трудовых коллективов. За социальное обеспечение на основе коллективной солидарности и взаимопомощи.
Защита и безопасность
Участники Ассоциации Движений Анархистов выступают против агрессии в отношениях между людьми, за право каждого отдельного лица или группы лиц на защиту своих интересов – и за право иметь технические возможности для такой защиты. Мы считаем, что никому нельзя позволять монополизировать право на оборону и право на владение оружием. Существующие в настоящее время силовые структуры государства являются ни чем иным, как инструментами захвата, удержания власти и грабежа.
Монополия на охрану общественного порядка не способствует его поддержанию. В реальности функцией полицейских органов являются ликвидация сфер общественной жизни, неподконтрольных государству и контроль за общественными движениями. Результатом монополии на ношение оружия является расцвет произвола и грабеж, рэкет и вымогательство.
Всеобщая воинская повинность, устанавливаемая государственным режимом, принудительно ограничивает возможность человека распоряжаться своей жизнью и создает положение, при котором любой гражданин государства является его рабом. Контрактная служба в силовых органах государства уравнивает наемника и его работодателей в ответственности за преступления, совершенные против народа. Безусловная полная ликвидация каких бы то ни было государственных вооруженных структур подразумевает решение вопросов безопасности силами добровольно формируемых народных ополчений.
Никто не вправе присваивать себе монополию на охрану личности, имущества и общественного порядка. Каждый человек вправе защищать себя, своих друзей и близких. Нашей целью является создание системы безопасности, опирающейся на всеобщее вооружение народа и силовое равновесие между различными добровольными союзами, объединениями и общественными группами — и параллельное расформирование силовых структур государства. Вооруженный народ защитит себя сам.
Самоопределение
Мы признаем, что любая группа людей вправе самоорганизоваться и добровольно сформировать собственную систему самоуправления – за свой счет и без диктата по отношению к окружающим. Каждая такая группа может оказывать сопротивление давлению извне, не нуждаясь в каких-либо оправданиях. Исходя их этого, немыслимо требовать от участников этих групп обязательного отказа от их самоидентификации.
Мы считаем, что каждый человек вправе иметь те или иные религиозные убеждения и свободно их исповедовать — а может считать себя и противником религии. Единственное, что мы считаем неприемлемым — это принуждение людей к принятию ими какой-либо религии или атеизма помимо их воли. Кроме того, анархисты не могут содействовать ассимиляции «титульными нациями» национальных меньшинств, что наряду с национальным угнетением является целью принудительной имперской политики. Наше отрицательное отношение к этатистским тенденциям в религиозных и сепаратистских движениях не должно давать никаких шансов шовинизму, в том числе и в его скрытых формах.
Выступая за свободное самоопределение народов, мы выступаем против существования государств и определённых ими границ. Люди имеют право на передвижение в любом направлении и на проживание в любой местности независимо от ограничений, налагаемых на них государственной властью. Границы, навязываемые государствами, должны быть уничтожены – что восстановит свободу перемещения людей в соответствии с их желаниями, реализуя одно из основных прав, данных любому человеку фактом его рождения.
Мы призываем к борьбе с любыми видами дискриминации по половому, расовому, национальному, гендерному признакам и сексуальной ориентации. Однако мы считаем, что борьба за права меньшинств не должна заменять главную цель – уничтожение самой государственной системы, которая стремится предотвратить объединение народа в борьбе против институтов власти путём социальной атомизации и разделения на враждующие группировки. При этом наши действия должны быть направлены не на реформирование существующей системы в интересах отдельных угнетённых меньшинств, а на освобождение угнетённого сегодня большинства.
Глобализация отношений
Процесс глобализации в настоящее время протекает под непосредственным контролем антинародных политических и экономических институций и, соответственно, в их интересах. Сопротивление этому неизбежно имеет политический характер, так как корпорации и государства связаны между собой. «Антиглобализм» справедливо воспринимается прежде всего как сопротивление империализму, который принудительно навязывает всему миру «неолиберальный экономический порядок», заставляя всех нас оплачивать издержки так называемой цивилизации.
Методы «неолиберализма» используются как один из основных инструментов колониальной политики – но в критических ситуациях, когда рычаги «экономического» давления не срабатывают, власти ведущих государств «мирового сообщества», как и раньше, без колебаний используют открытую военную силу. Проводящаяся таким образом политика «глобализации» в этом смысле не несёт в себе ничего нового – и представляет собой лишь очередную попытку установления мирового господства, в системе которого жизнь различных человеческих сообществ планируется регулировать из иерархически организованного центра. Для подавляемой сегодня части человечества глобализация станет реальным благом только тогда, когда свободные народы возьмут собственную судьбу в свои руки и объединятся на добровольных антиавторитарных началах. Нашей задачей здесь является не выработка неких идеально-утопических моделей будущего «общественного устройства» (фактически сводящаяся к распространению стандартов «развитого» Севера на «развивающийся» Юг), а решение практических вопросов взаимопомощи – на основе равенства прав, добровольности и совпадения реальных интересов.
В редакции XXIII cъезда АДА, г. Сергиев Посад, 2009 г.